Top.Mail.Ru
            

Цифровые советы Метрофана — выпуск № 23

Метаданные — это данные о данных, которые могут включать информацию о времени, месте, устройстве и других характеристиках, связанных с использованием приложений и сервисов.

 

Представьте, что вы сделали фотографию на смартфон. Фотография сама по себе — это основной массив информации: пиксели, цвета, сюжет. Но к ней могут прилагаться дополнительные данные, такие как время съемки, модель камеры, координаты GPS и даже информация о том, в какой социальной сети вы затем поделились этой фотографией. Все эти детали формируют «второй слой», который и называется метаданными.

 

Иногда метаданные кажутся чем-то абстрактным и далеким, но на самом деле мы с ними сталкиваемся постоянно. Когда вы скачиваете аудиофайл, в нем часто прописаны название трека, исполнитель, год выпуска, жанр. Это тоже метаданные. Ключевая особенность метаданных в том, что они могут о многом рассказать, особенно если кто-то знает, где и как искать.

 

Основные источники метаданных

Если взглянуть на нашу ежедневную активность, то мы пользуемся десятками (а иногда и сотнями) сервисов. Каждый из них может сохранять и передавать дальше внушительные объемы данных, о которых мы сами не всегда помним. Рассмотрим самые популярные источники метаданных:

  • Социальные сети: метаданные включают время входа, лайки, комментарии, репосты, геолокацию, модель устройства.
  • Мессенджеры: у всех есть логи о длительности звонков, времени отправки и получения сообщений, контактах.
  • Электронная почта: каждый отправленный или полученный email содержит заголовки (headers), которые могут раскрывать IP-адрес, используемый почтовый сервер, промежуточные маршруты и версию софта.
  • Облачные хранилища: фиксируют, кто и когда загружал документ, редактировал его, где человек находился в момент доступа.
  • Умные устройства: они ведут журнал событий, где хранятся метаданные о действиях пользователя. 
  • Фотографии и видео. Снимки содержат EXIF-данные: геолокация, точное время съемки, модель камеры, иногда — информация о владельце. Видео-файлы могут включать дополнительные потоки данных о кодеке, ориентации устройства, кадрировании и т.д.

Как видите, практически любое цифровое действие порождает дополнительную информацию, которая может говорить о вас больше, чем вы ожидаете.

 

Риски для пользователей

  • Целенаправленная реклама: метаданные могут использоваться для создания профилей пользователей и формирования рекламы, которая может манипулировать их покупательскими решениями.
  • Кража личных данных: даже если вы не делитесь личной информацией, метаданные могут раскрыть важные детали о вашей жизни.
  • Манипуляции в соцсетях: анализ поведенческих паттернов может быть использован для влияния на мнения и политические взгляды.
  • Репутационные риски: небрежное обращение с метаданными может привести к утечке чувствительной информации.

 

Методы защиты

  • Использование специализированных программ для удаления метаданных из фотографий и документов.
  • Настройка смартфонов для отключения геолокации.
  • Осмотрительность с документами. 
  • Шифрование трафика при использовании публичного Wi-Fi.
  • Регулярная проверка настроек конфиденциальности в социальных сетях.

 

Мифы о метаданных

  1. Неправильное мнение, что отсутствие секретов исключает необходимость заботиться о конфиденциальности. 
  2. Ошибочное представление, что только соцсети собирают метаданные. На самом деле это делают многие онлайн-платформы.
  3. Убеждение, что отключение GPS полностью защищает от утечек информации.

 

Будущее метаданных

С развитием технологий роль метаданных будет возрастать, что требует от пользователей большей осознанности в вопросах конфиденциальности.

+1222.04.25
Прочитал сам? Расскажи друзьям!